Виктор Пелевин за достаточно короткий промежуток времени
успел стать культовой фигурой для совершенно разных слоев российского общества.
Его читают и тинэйджеры, утонувшие в мировой паутине, и сорокалетние менеджеры,
едва пережившие кризис среднего возраста, и даже литераторы, находящие, правда,
многое спорным, но все равно исправно идущие в книжный магазин за его новым
романом. Творческую манеру Виктора Пелевина можно назвать постсоциалистическим
сюрреализмом. Упор на воспроизведение сознания и особенно подсознания,
порождающий причудливо-искаженные сочетания реальных и нереальных предметов,
делается во всех его произведениях. Поэтому впервые взяв книгу Пелевина в руки,
лучше сразу отказаться от всех стереотипов глубоко засевших в душе в результате
детального разбора классической литературы.
Омон Ра вобрал в себя все достоинства, присущие
произведениям Пелевина: непредсказуемый сюжет, глубокий смысл и оригинальность
символики. Этот роман, как большинство пелевинских книг, оставляет читателю
широкое поле для поиска трактовок.
Омон Ра — это история о советском мальчике Омоне
Кривомазове, с детства мечтающем о небе, который поступил в летное училище, а
потом попал в отряд космонавтов, готовящихся к полету на луну. Но не стоит
забывать, что автором этого произведения является концептуалист и постмодернист
Виктор Пелевин, а это означает, что все не так просто. Более того, все очень и
очень сложно.
Как уже говорилось выше, интерпретировать этот роман можно
по-разному. На мой взгляд, одной из задач, которую ставил перед собой Пелевин
при написании этого произведения, была попытка обличить тоталитарную систему,
существовавшую в Советском Союзе. Космос, являющийся центральным образом в
романе — это коммунизм.
Одним из ключевых для понимания романа моментов является
эпизод с картонным звездолетом, висящим в столовой пионерлагеря. Омон и его
друг Митек решили выяснить, есть ли кто-нибудь внутри него или нет. Оказалось,
что там находится пластилиновый человечек. Когда ракету делали, начали с этого
человечка. Слепили, посадили на стул и наглухо облепили со всех сторон
картоном. Но самое интересное, что там не было двери. Снаружи люк нарисован, а
изнутри на его месте — стена с какими-то циферблатами. Отсутствие двери,
замкнутое пространство, обклеенное картоном,— все это невольно вызывает
ассоциации с тоталитарной системой, лишавшей человека свободы. Также в лагере
Ракета произошел еще один немаловажный эпизод. Омон, проползая в противогазе по
длинному коридору, приходит к интересным умозаключениям: Еще через несколько
метров мои слезы иссякли, и я стал лихорадочно искать какую-нибудь мысль,
которая дала бы мне силы ползти дальше, потому что одного страха перед вожатым
было уже мало. Аналогии напрашивается сами собой: мысль, дающая силы ползти, —
кооммунизм, придуманный для советских людей, живущих в ужасных условиях
(ползущих в противогазе), на тот случай , если карательная система (вожатый)
перестанет их пугать.
|