Виктор Пелевин – один из самых модных современных писателей-постмодернистов. Роман «Жизнь насекомых», опубликованный в 1993 году, сразу же сделал автора знаменитым в самых широких читательских кругах.
Заслуга Виктора Пелевина заключается в том, что он в каждом своём произведении пытается решить важные философские вопросы. Роман «Жизнь насекомых» также ставит немало проблем, самой главной из которых, на мой взгляд, является поиск смысла жизни. Что есть жизнь? Что такое весь мир? Ответы на эти важные вопросы пытаются для себя найти герои романа.
С первых страниц перед нами возникают не то люди, не то насекомые, то есть насекомолюди, подражающие жизни и тех и других. «Мотыльки летят к свету, комары – на запах крови, мухи – к помойкам…» Каждое насекомое в романе - это отображение какой-то социальной чреды: комары – бизнесмены, муравьи – военные, конопляные жуки – наркоманы и т. д.
Таким образом, в «Жизни насекомых», показывается нечто существующее за пределами нашего представления о действительности, В. Пелевин рисует мир реальный такой, каким он сам его видит.
Так, в одном из эпизодов романа создаётся своеобразная и очень необычная модель устройства мира: «…несколько человек в белых халатах…вырезали из картона круги…и насаживали на сверкающий металлический штырь». Кто эти люди? Зачем они это делали? Однозначных ответов не существует. Но мне кажется, что каждый такой «круг» представляет собой определённый этап, который, нанизываясь один на другой, в конечном итоге и составляет жизнь.
В романе «Жизнь насекомых» утверждается идея сложности и неоднозначности этого мира, отсюда и проникновение одних пределов в другие. Пелевин видит жизнь как очень сложную картину, составленную из множества маленьких отдельных деталей, прочно связанных между собой, создающих единое целое. Так и роман состоит из ряда отдельных новелл, вытекающих одна из другой. Каждый герой имеет свою историю и судьбу, но их жизни неизменно пересекаются, сплетаются, составляя общую картину мира.
Каждые Герои Пелевина имеют своё собственное представление о сущности мира. Например, взрослому скарабею «самой реальной вещью на свете» видится навозный шар («Йа» - то есть «Я», личное начало), и «цель жизни – толкать его вперёд». «Весь мир – навоз», - говорит Пелевин устами скарабея. Но как понимать эти слова? Что в мире нет ничего хорошего, чистого, что вокруг сплошная грязь, пошлость? Или, может, навоз здесь – это начало начал, материал из которого происходит всё новое, молодое, строится мир? Трудно дать однозначный ответ… Но я думаю, что Виктор Пелевин хотел сказать о том, что «мир – навоз», а вот станет этот навоз источником грязи и ужасов или послужит людям для строительства молодого чистого мира, светлого будущего, это зависит только от нас самих, от нашего «Йа» и от того, как мы будем «толкать его вперёд».
Виктор Пелевин говорит также и о бесконечной повторяемости мира. «…Мы только думаем, что идём на пляж, а никакого пляжа на самом деле, может быть, и нет вовсе…» - иллюстрирует эту мысль маленький навозный жучок. Может, человечеству только кажется, что оно «катит» мир к светлому будущему, а на самом деле его и нет…
Также в романе утверждается мысль о двойственности мира. Пелевин раскрывает её через образ мотылька Мити-Димы, чья жизнь – «секунда, которую он тратит, чтобы попрощаться с темнотой», вечный поиск смысла, терзания.
Так, каков же он, реальный мир, по Пелевину? Это неоднозначное, сложное пространство. Он не хорош и не плох. Мир – это сплетение миллионов судеб и жизней в единую, неуправляемую силу. Для каждого из нас мир свой, особенный… Мир – это ты сам. Именно потому Пелевин так и не даёт в своём романе «Жизнь насекомых» точного ответа, в чём смысл человеческого существования и суть мира. Писатель лишь подталкивает читателя к поиску ответа, заставляет задуматься… У каждого из нас свой «Йа», и мы обязаны катить его вперёд, лететь на свет. Мы сами делаем наш мир.
|