Пелевин часто работает обманутыми ожиданиями, — пишет о его
творчестве Андрей Немзер.
Действительно, этот прием используется и в Жизни насекомых, где герои
превращаются то в людей, то в насекомых, и в Желтой стреле, в которой лишь
через несколько страниц становится понятно, что действие происходит в поезде, и
конечно же в Омоне Ра. Этот роман до последних страниц разворачивается как
история о мистификации: советская власть обманывает свой народ и мировое
сообщество, запуская в космос корабли на весьма своеобразной автоматической
тяге ,
но в итоге выясняется , что даже и не в космос — огромные
усилия производятся для того, чтобы создать у жертвы впечатление , будто она
побывала на Луне. Так зачем же государству все это надо? Подполковник из
училища им. Мересьева говорит, что мы тут готовим не просто летчиков, а в
первую очередь настоящих людей. Человек, готовый совершить подвиг, пусть даже и
невидимый , по словам Урчагина, необходим стране, так как он питает ее главную
силу. Государство в Омоне Ра — это грандиозное мистическое бутафорское
сооружение благодаря всепроницающему обману, где стираются все грани
человеческой индивидуальности и личность мыслится единицей всеобщего, топливом,
нужным чтобы на далекой Луне взвилось знамя победившего социализма.
Интересна композиция произведения. Весь роман показывает
взросление Омона Ра. Его можно разделить на четыре части. Конец каждой из них
ознаменован появлением супа с макаронными звездочками, курицы с рисом и
компота. Инициация Омона завершается тем, что он выбирается из лунохода
(отказывается от мечты о коммунизме), поняв сущность тоталитарной системы. Но
финал все-таки остается открытым, что характерно для творчества Пелевина:
Однако надо было решать, куда ехать. Я поднял глаза на схему маршрутов, висящую
на стене рядом со стоп-краном, и стал смотреть, где именно на красной линии я
нахожусь.
Что выберет Омон Ра: нажать на стоп-кран или просто сменить
маршрут? Ответа Пелевин не дает.
|